Управленческий контроль

Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

 

Аспекты управленческого контроля

Существует три аспекта управленческого контроля: 

  1. установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования; 

  2. измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами; 

  3. подготовка необходимых корректирующих действий. 

 

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

 

Виды контроля

Выделяют следующие виды контроля: 

  • предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок); 

  • текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь; 

  • заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

Схема осуществления технологии контроля

Технология контроля осуществляется по следующей схеме: 

  • выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка); 

  • определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля); 

  • установление норм контроля (этические, производственные, правовые); 

  • выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный); 

  • определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).