Понятие и содержание административно-публичной деятельности

        В современной научной и учебной литературе по административному праву в качестве основных, базовых категорий, характеризующих предмет данной отрасли права, рассматриваются две категории: «государственное управление» и «исполнительная власть».

 

Именно в рамках этих двух категорий определяется предмет административно-правового регулирования вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», на самом деле состоит из двух взаимосвязанных, но принципиально отличающихся друг от друга видов деятельности: регулятивной и охранительно-защитной.

 

В целях обособления рассматриваемых видов государственной деятельности от законодательной и судебной деятельности, представляется целесообразным объединить их одним общим рамочным понятием «административно-публичная деятельность». В рамках этого общего понятия можно выделять виды и подвиды административно-публич­ной деятельности.

Понятие и основные черты административно-публич­ной деятельности

Административная деятельность является одним из видов властно-публичной деятельности в государстве.

 

   В настоящее время вся властно-публичная деятельность в государстве по упорядочению общественных отношений, их охране и защите в зависимости от целей и форм ее осуществления, вида органов, осуществляющих эту деятельность, методов (способов) воздействия на эти отношения может быть подразделена на следующие виды:

 

  1. законодательная;

  2. местная представительно- нормотворческая;

  3. судебная;

  4. досудебная уголовно-процессуальная;

  5. оперативно-розыскная

  6. уголовно-исполнительная

  7. административная

(ластно-публичного регулирования, охраны и защиты отношений, возникающих в  сфере внутренней организации и функционирования публичной административной  власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом).

 

Таким образом, к административной деятельности можно отнести всю властно-публичную деятельность в государстве за исключением перечисленных выше видов такой деятельности.

      Далее административная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности в целях отграничения ее от административной деятельности, осуществляемой не субъектами публичной власти, в частности органами управления предприятий, общественных объединений, иных частных организаций, будет именоваться нами административно-публичной.

Административно-публичная деятельность характеризуется следующими основными чертами:

 

  1. Административно-публичная деятельность – это деятельность, осуществляемая от имени государства или муниципальных образований.

 

  1. Административно-публичная деятельность – это подзаконная деятельность.

 

  1. Административно-публичная деятельность осуществляется органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления, образуемыми внутри государственных органов, государственными должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и их органами управления (административными органами).

 

  1. Административно-публичная деятельность – это властная деятельность, в ходе которой реализуются властно-публичные полномочия административных органов.

 

  1. По своему содержанию административно-публичная деятельность включает в себя два основных вида властной деятельности: административно-регулятивную и административно-охранительную.

 

  1. Административно-публичная деятельность осуществляется посредст­вом использования административными органами специальных административно-правовых методов воздействия на общественные отношения, реализуемых в специальных административно-правовых формах.

 

  1.  Целями осуществления административно-публичной деятельности являются:
  •  позитивное регулирование отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти  и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом, посредством установления и обеспечения реализации соответствующих прав и обязанностей субъектов в указанных сферах ( права на образование, на управление транспортным средством, на приобретение оружия, обязанности нести военную службу, регистрироваться по месту жительства и т.п.); 

 

  •  поддержание и охрана на территории государства публичного правопорядка, то есть порядка публичного общения, взаимодействия физических и (или) юридических лиц (в общественных местах, в процессе дорожного движения и т.п.);

 

  •  обеспечение необходимого режима безопасности, то есть состояния защищенности государства, общества, отдельных физических и юридических лиц от внутренних и внешних угроз их жизненно важным интересам (пожарной, санитарной, экологической и других видов безопасности).

 

  1.  Административно-публичная деятельность и возникающие в процессе ее осуществления, а также в связи с ее осуществлением общественные отношения регулируются нормами административного права.

Понятие «административно-публичная деятельность» не следует отождествлять и с понятием «государственное управ­ление».

Государственное управление – это лишь одна из составных частей административно-публичной деятельности