В современной научной и учебной литературе по административному праву в качестве основных, базовых категорий, характеризующих предмет данной отрасли права, рассматриваются две категории: «государственное управление» и «исполнительная власть».
Именно в рамках этих двух категорий определяется предмет административно-правового регулирования вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», на самом деле состоит из двух взаимосвязанных, но принципиально отличающихся друг от друга видов деятельности: регулятивной и охранительно-защитной.
В целях обособления рассматриваемых видов государственной деятельности от законодательной и судебной деятельности, представляется целесообразным объединить их одним общим рамочным понятием «административно-публичная деятельность». В рамках этого общего понятия можно выделять виды и подвиды административно-публичной деятельности.
Административная деятельность является одним из видов властно-публичной деятельности в государстве.
В настоящее время вся властно-публичная деятельность в государстве по упорядочению общественных отношений, их охране и защите в зависимости от целей и форм ее осуществления, вида органов, осуществляющих эту деятельность, методов (способов) воздействия на эти отношения может быть подразделена на следующие виды:
законодательная;
местная представительно- нормотворческая;
судебная;
досудебная уголовно-процессуальная;
оперативно-розыскная
уголовно-исполнительная
административная
(ластно-публичного регулирования, охраны и защиты отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом).
Таким образом, к административной деятельности можно отнести всю властно-публичную деятельность в государстве за исключением перечисленных выше видов такой деятельности.
Далее административная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности в целях отграничения ее от административной деятельности, осуществляемой не субъектами публичной власти, в частности органами управления предприятий, общественных объединений, иных частных организаций, будет именоваться нами административно-публичной.
Административно-публичная деятельность характеризуется следующими основными чертами:
Административно-публичная деятельность и возникающие в процессе ее осуществления, а также в связи с ее осуществлением общественные отношения регулируются нормами административного права.
Понятие «административно-публичная деятельность» не следует отождествлять и с понятием «государственное управление».
Государственное управление – это лишь одна из составных частей административно-публичной деятельности