Власть

Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. 


Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

 

Классификация форм власти

Формы власти можно классифицировать так:

  1. власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 
  2. власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя; 
  3. экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность; 
  4. эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать; 
  5. законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.

 

Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.

 

Делегирование – это передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).

 

Достоинства делегирования:

  • освобождение времени менеджера;
  • возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
  • возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
  • мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
  • средство развития искусств и навыков сотрудников;
  • работа с кадровым резервом.

 

Недостатки делегирования:

  • организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
  • имеется определенный риск;
  • в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.

 

Список действий при делегировании:

  1. Выделить существенное во всем многообразии активностей.
  2. Определить активности, подлежащие делегированию.
  3. Оценить выгоды делегирования.
  4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
  5. Обсудить передаваемые активности.
  6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
  7. Определить уровни ответственности при делегировании.
  8. Обзор и оценка результатов делегирования.